Вопрос: Какая предусмотрена ответственность за использование товара без таможенного оформления?
Ответ:
1. Административная ответственность.
Согласно ч. 4 ст. 2 КУоАП, вопросы об административной ответственности за нарушение таможенных правил регулируются Таможенным кодексом Украины.
Согласно ч. 3 ст. 63 Таможенного кодекса Украины (далее - ТК), пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, таможенное оформление которых не закончено, запрещаются, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами Украины.
Согласно ч. 1 ст. 328 ТК, административные взыскания в виде предупреждения, штрафа могут быть наложены не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — 2 месяца со дня его выявления.
Согласно пп. 1.6 п. 1 Положения о складах временного хранения, утвержденного приказом Государственной таможенной службы Украины от 07.10.03 г. № 674, в пределах склада временного хранения создается зона таможенного контроля. Поскольку товар был вывезен со склада временного хранения для производственного использования на предприятии, то, следовательно, он был вывезен за пределы зоны таможенного контроля. Согласно ст. 329 ТК, перемещение товаров за пределы зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа влечет за собой наложение штрафа в размере от 50 до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Товар со склада временного хранения был выдан без разрешения таможенного органа должностным лицом предприятия, ответственным за его сохранность. Такие действия, а именно выдача без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, влекут наложение штрафа в размере от 500 до 1 000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Поскольку товар, находящийся под таможенным контролем, вывезен со склада временного хранения для использования без разрешения таможенного органа, то это действие является нарушением таможенных правил: согласно ст. 336 ТК, осуществление операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, а именно изменение их состояния, пользование и распоряжение ими без разрешения таможенного органа, за исключением операций, указанных в статьях 331, 337 настоящего Кодекса, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий в размере от 100 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан либо конфискацию этих товаров. Согласно пп. 6.4 п. 6 Положения о складах временного хранения, собственник склада временного хранения должен до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представить таможенному органу, в зоне деятельности которого расположен склад временного хранения, отчет о товарах, хранящихся на складе временного хранения (приложение № 4).
С целью избежания ответственности за нарушение таможенных правил, скорее всего, такой отчет будет подан с указанием в нем неправдивых сведений. Такие действия, в случае их выявления, повлекут за собой административную ответственность. Согласно ст. 343 ТК, нарушение порядка ведения отчетности в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем и перерабатываемых без предварительного разрешения таможенного органа, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий в размере до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан. Эти же действия квалифицируются по ст. 366 УК Украины "Служебный подлог", предусматривающей наказание до пяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет.
2. Специальные санкции за нарушение законодательства о внешнеэкономической деятельности.
Согласно ст. 37 Закона Украины от 16.04.91 г. № 959 "О внешнеэкономической деятельности" (далее - Закон № 959), за нарушение этого или связанных с ним законов Украины к субъектам внешнеэкономической деятельности или иностранным субъектам хозяйственной деятельности могут быть применены такие специальные санкции:
- наложение штрафов в случаях несвоевременного выполнения или невыполнения субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности своих обязанностей согласно этому или связанным с ним законам Украины. Размер таких штрафов определяется соответствующими положениями законов Украины и/или решениями судебных органов Украины; (перечень нарушений таможенных правил и размер санкций перечислен выше);
- применение к конкретным субъектам внешнеэкономической деятельности и иностранным субъектам хозяйственной деятельности индивидуального режима лицензирования в случаях нарушения такими субъектами положений этого Закона относительно указанных в нем положений, которые устанавливают определенные запреты, ограничения или режимы осуществления внешнеэкономических операций с разрешения государства; (Применение специальной санкции в виде индивидуального режима лицензирования предусмотрено за нарушение Закона № 959, тогда как этот Закон в данном случае не нарушался, а поэтому применение вышеуказанной специальной санкции будет являться неправомерным);
- временное приостановление внешнеэкономической деятельности в случаях нарушения этого Закона или связанных с ним законов Украины, проведения действий, которые могут навредить интересам национальной экономической безопасности.
Согласно п. 3.2 п. 3 Положения о порядке применения к субъектам внешнеэкономической деятельности Украины и иностранным субъектам хозяйственной деятельности специальных санкций, предусмотренных ст. 37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности, утвержденного приказом Министерства экономики Украины от 17.04.2000 г. № 52 (далее -Положение), санкции в виде временного приостановления внешнеэкономической деятельности могут применяться Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины к субъектам внешнеэкономической деятельности в случае проведения ими таких действий в сфере внешнеэкономических отношений:
- которые могут навредить интересам национальной экономической безопасности;
- которые приводят к нарушениям международных обязательств Украины;
- если субъект внешнеэкономической деятельности, к которому раньше была применена санкция - индивидуальный режим лицензирования, на протяжении года после ее применения не принял мер относительно приведения в соответствие своей деятельности с требованиями действующего законодательства в сфере внешнеэкономических отношений.
Единственным, по нашему мнению, поводом для применения указанной специальной санкции может быть то, что Минэкономики расценит действия, связанные с нарушением таможенных правил, как действия, которые могут причинить вред интересам национальной экономической безопасности.
В соответствии с п. 4.14 п. 4 Положения действие специальных санкций отменяется в случае применения субъектом внешнеэкономической деятельности практических мероприятий для приведения своей внешнеэкономической деятельности в соответствие с нормами действующего законодательства Украины и если в Министерстве экономики и по вопросам европейской интеграции Украины отсутствуют материалы относительно нарушения им валютного, таможенного, налогового, другого законодательства, связанного с его внешнеэкономической деятельностью, и проведенных этим субъектом внешнеэкономической деятельности действий, которые могут навредить интересам национальной экономической безопасности.
3. Уголовная ответственность.
За нарушения, вытекающие из сложившейся ситуации при использовании товара без таможенного оформления, на соответствующих должностных лиц может быть возложена уголовная ответственность. Такие действия могут быть квалифицированы как:
- злоупотребление служебным положением - ст. 364 УК;
- превышение служебных полномочий - 365 УК;
- служебный подлог (внесение в отчетность по складу временного хранения недостоверных сведений) - ст. 366 УК.
Пресс-служба Юридической компании "Corporate Lawyers Group"